ГУ Областной противотуберкулезный диспансер Карагандинской области Противотуберкулезная служба Карагандинской области
 

Нормативная база

1 июня 2016 - Методические пояснения по применению национального превентивного механизма

Предоставление медицинской помощи предусматривающее принудительное лечение в специализированных организациях (психиатрических, наркологических, противотуберкулезных) должно осуществляться в условиях, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, типовых зданиях, специально построенных для медицинских нужд, без скученности в палатах, с наличием соответствующих постельных принадлежностей, естественного освещения в палатах, уважительном отношении персонала.
Одними из признаков достойного отношения к пациентам является и наличие удовлетворительных санитарно-гигиенических условий, достаточное количество средств личной гигиены, санитарных узлов, раковин, наличие условий для осуществления занятия досуга лиц, находящихся на принудительном лечении (возможности для трудотерапии, психотерапии, социальной работы), возможности для занятия физической культурой, спортом,  наличие спортивных площадок на территории больничных организаций, и благоустроенность самой территории медорганизации.
Создание указанных условий будет способствовать предотвращению рецидивов болезней, выработке и поддержанию позитивного жизненного сценария, новых психологических связей  и отношений, способствующих повышению качества здоровья пациентов.
Каждый человек при получении медицинской помощи обладает правом на:
1) достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное отношение к своим культурным и личностным ценностям;
2) медицинскую помощь в очередности, определяемой исключительно на основе медицинских критериев, без влияния каких-либо дискриминационных факторов;
3) имеет право быть оповещенным о том, что в медицинской организации ведутся аудио- и (или) видеонаблюдение и запись;
4) имеет право на поддержку со стороны семьи, родственников и друзей, а также служителей религиозных объединений;
5) получение независимого мнения о состоянии своего здоровья и проведение консилиума.

Согласно Конституции Республики Казахстан «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому  или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».
В 1998 году Республика Казахстан присоединилась к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее -  Конвенция) (Закон Республики Казахстан от 29 июня 1998 г.).
В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник предпринимает эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией.
Каждое Государство-участник обеспечивает любому лицу, которое утверждает, что оно было подвергнуто пыткам на любой территории, находящейся под юрисдикцией этого Государства, право на предъявление жалобы компетентным властям этого Государства и на быстрое и беспристрастное рассмотрение ими такой жалобы.
В настоящее время Конвенция поддержана более чем 150 странами.
Для предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Республикой Казахстан законодательно закреплен институт Национального превентивного механизма.
Нормами Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» предусмотрены основные положения Национального превентивного механизма.
Национальный превентивный механизм действует в виде системы предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, функционирующей посредством деятельности участников национального превентивного механизма.
В рамках своей деятельности участники национального превентивного механизма посещают организации для принудительного лечения (специализированные противотуберкулезные организации, наркологические организации для принудительного лечения, психиатрические стационары для применения принудительных мер медицинского характера (для принудительного лечения психиатрический стационар общего типа, психиатрический стационар специализированного типа, психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением) и иные организации, определяемые законами Республики Казахстан для посещения данными участниками (далее –  превентивные посещения).
Участниками национального превентивного механизма являются Уполномоченный по правам человека, а также отбираемые Координационным советом члены общественных наблюдательных комиссий и общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав, законных интересов граждан, юристы, социальные работники, врачи.
Уполномоченный по правам человека координирует деятельность участников национального превентивного механизма, принимает в соответствии с законодательством Республики Казахстан меры для обеспечения необходимого потенциала и профессиональных знаний участников национального превентивного механизма.


Права участника национального превентивного механизма

1.    Участник национального превентивного механизма вправе:
1) получать информацию о количестве лиц, содержащихся в организациях, подлежащих превентивному посещению, количестве таких организаций и их месте нахождения;
2) иметь доступ к информации, касающейся обращения с лицами, содержащимися в организациях, подлежащих превентивному посещению, а также условий их содержания;
3) осуществлять превентивные посещения в установленном порядке в составе сформированных групп;
4) проводить беседы с лицами, содержащимися в организациях, подлежащих превентивным посещениям, и (или) их законными представителями без свидетелей, лично или при необходимости через переводчика, а также с любым другим лицом, которое по мнению участника национального превентивного механизма может предоставить соответствующую информацию;   
5) беспрепятственно выбирать и посещать организации, подлежащие превентивному посещению;
6) принимать сообщения и жалобы о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
2. Участник национального превентивного механизма является независимым при осуществлении законной деятельности.




Обязанности участников национального превентивного механизма

При исполнении своих полномочий участники национального превентивного механизма обязаны соблюдать законодательство Республики Казахстан.
    1. Посещение учреждений и организаций, подлежащих превентивным посещениям, допускается только при предъявлении удостоверения участника Национального превентивного механизма, подтверждающего его полномочия.
    2. Превентивные посещения проводятся группами, формируемыми Координационным советом при Уполномоченном по правам человека
    3. Не допускается вмешательство участников национального превентивного механизма в деятельность организаций, подлежащих  превентивному посещению.
    4. Участники национального превентивного механизма обязаны регистрировать принимаемые сообщения и жалобы о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в порядке, определяемом Уполномоченным по правам человека.


Виды и периодичность превентивных посещений

Превентивные посещения участников национального превентивного механизма подразделяются на:
1) периодические превентивные посещения,
2) промежуточные превентивные посещения,
3) специальные превентивные посещения, проводимые на основании поступивших сообщений о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Специальные превентивные посещения группами проводятся без предупреждения на основании поступивших сообщений о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Срок превентивного посещения группами учреждений и организаций, подлежащих превентивным посещениям не должен превышать двух рабочих дней, не считая времени нахождения в пути.
Продление срока превентивного посещения допускается в исключительных случаях, на срок не более пяти рабочих дней с согласия Уполномоченного по правам человека.



Взаимодействие уполномоченных государственных органов с участниками национального превентивного механизма

1. Государственные органы и их должностные лица оказывают содействие участникам национального превентивного механизма в осуществлении ими законной деятельности.
2. Ни один государственный орган или должностное лицо не вправе ограничивать права и свободы граждан за сообщение участникам национального превентивного механизма о фактах применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
3. Обеспечение безопасности участников национального превентивного механизма возлагается на администрацию организаций, подлежащих превентивному посещению.
4. Должностные лица, воспрепятствующие законной деятельности участников национального превентивного механизма, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
5. На основании отчетов участников национального превентивного механизма по результатам превентивных посещений Уполномоченный по правам человека в установленном законодательством Республики Казахстан порядке имеет право обращаться к уполномоченным государственным органам или должностным лицам с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина.
6. Воспрепятствование законной деятельности  участников национального превентивного механизма должностным лицом с использованием служебного положения, а равно вмешательство в эту деятельность, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, повлекшее существенное нарушение их прав и законных интересов, – влекут штраф в размере сорока месячных расчетных показателей.


Конфиденциальность

1. Участники национального превентивного механизма не вправе разглашать сведения о частной жизни лица, ставшие известными им в ходе превентивных посещений, без согласия данного лица.
2. Отказ участника национального превентивного механизма от ограничений конфиденциальной беседы с лицами, содержащимися в учреждениях и организациях, подлежащих превентивным посещениям, оформляется письменно.


Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.
2. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»
3. Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях»
4. Закон Республики Казахстан от 29 июня 1998 г. «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания»
5. Закон Республики Казахстан от 26 июня 2008 года «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания»
6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2014 года «Об утверждении Правил превентивных посещений группами, формируемыми из участников национального превентивного механизма».
 

Назад
753 Прочтений

Полезная информация

Послание президента РК

Характеристика и эффективность химиотерапии у больных туберкулезом II категории в условиях стационара
Последние годы в Казахстане несмотря, на улучшение эпидемиологических показателей остается низким, показатель «излечения» новых случаев туберкулеза
Остропрогрессирующие формы легочного туберкулеза
По некоторым данным каждый третий больной туберкулезом имеет острую прогрессирующую форму течения заболевания[2], среди всех остропрогрессирующих
ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА
В настоящее время в мире ежегодно регистрируется только бациллярного туберкулеза до 10 млн. чел. и 4-5 млн.
КГКП Областной противотуберкулезный диспансер
© 2011 КГКП "Областной противотуберкулезный диспансер" УЗКО
Интернет компания «Creatida»
© 2011 Разработка и поддержка сайта:
Интернет-компания «Creatida»