ГУ Областной противотуберкулезный диспансер Карагандинской области Қарағанды облысының туберкулезге қарсы қызмет
 

Қазақстан жаңалықтары

Сулейменов рассказал о криптовалюте, налогах и ценах на продукты 18 Маусым 2018

Состояние экономики

Тимур Сулейменов заявил, что экономическое развитие Казахстана прошло адаптационный период к новым реалиям, и опередило среднемировые темпы роста, составив 4%.

«В 2017 году практически все подотрасли экономики показали положительный рост. Из ключевых 32 отраслей в отрицательной зоне оказалась только 1 отрасль (производство резины и пластмассы снизилось на 0,2%), тогда как в 2016 году в минусе были 10 отраслей. Ключевую роль в росте сыграл благоприятный макроэкономический фон, сопровождаемый замедлением уровня инфляции до 7,1% против пика 13,6% в 2015 году», - сказал министр.

Положительный эффект на экономику страны оказала реализация стратегических документов и государственных программ.

«По Карте индустриализации в 2017 году введено 120 проектов на сумму порядка 1,5 трлн тенге. Создано 10 тыс постоянных рабочих мест. В рамках «Нұрлы жол» реконструкцией было охвачено свыше 4 тыс км автодорог, транзитные контейнерные перевозки увеличились на 30%. По программе «Нұрлы жер», в эксплуатацию сданы рекордные 11,2 млн кв метров жилья, более 100 тыс семей получили новое жилье. По Госпрограмме развития агропромышленного комплекса за прошедший год был образован 851 кооператив. В рамках Дорожной карты бизнеса удешевлены и прогарантированы кредиты на 286 млрд тенге, обучено 23 тыс предпринимателей. Всего поддержку получили 192 тыс субъектов бизнеса. По линии Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства поддержаны 500 тысяч граждан, из них на постоянные рабочие места трудоустроены 315 тысяч человек», - проинформировал Сулейменов.

В 2017 году начата реализация Национальной экспортной стратегии, охватившей мерами поддержки 400 производителей-экспортеров на 50 млрд тенге.

Свидетельством позитивных изменений в 2017 году стало подтверждение уровня инвестиционной надежности Казахстана международными рейтинговыми агентствами и улучшение прогноза с «Негативного» на «Стабильный».

По результатам исследования 2018 года в Рейтинге мировой конкурентоспособности (Международный институт развития менеджмента – IMD) Казахстан занял 38 место (47 место в 2016 году и 32-е в 2017 году).

Также в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности (ГИК ВЭФ) Казахстан расположился на 57 месте из 137 стран.

Одной из важнейших задач Министерства в прошлом году была разработка масштабного документа – Стратегического плана развития РК до 2025 года.

«Главная цель до 2025 года – добиться качественного и устойчивого подъема экономики, ведущего к повышению благосостояния людей на уровень стран ОЭСР. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить среднегодовой рост экономики на уровне 4,5-5,0% и довести ВВП на душу населения до 46,1 тыс долларов (по паритету покупательской способности)», - пояснил Сулейменов.

Макроэкономическая стабильность

По словам министра, с целью пресечения ценового сговора и необоснованного роста проводится постоянный мониторинг и анализ товарных рынков на социально значимые товары. По итогам этой работы в рамках антимонопольного законодательства принимались соответствующие меры реагирования.

Глава ведомства напомнил, что в 2017 году приняты новые Налоговый и Таможенный кодексы, которые вступили в силу с 1 января 2018 года.

В новом Налоговом кодексе, снижены штрафы, сокращены основания для налоговых проверок. Предусмотрены стимулы в электронной торговле, автомобилестроении, геологоразведке, переработке сырья и привлечении инвестиций. Упрощены налоговые процедуры для МСБ и АПК.

«Изменена идеология – она направлена на защиту добросовестного бизнеса и упрощено администрирование. Проведенная налоговая реформа позволит к 2025 году увеличить поступления в бюджет в размере 653 млрд тенге, привлечь в экономику 4,1 трлн тенге инвестиций, создать свыше 7 тыс рабочих мест», - сказал Тимур Сулейменов.

В прошлом году для дальнейшего дерегулирования бизнеса принимались системные меры по реформированию государственной контрольно-надзорной деятельности, регулированию информационных инструментов, реформированию разрешений, выдаваемых монополистами и субъектами квазигосударственного сектора, а также фронтальному снижению всех видов издержек бизнеса.

Развитие государственно–частного партнерства

В 2017 году внедрены новые типовые документации по детским садам, общежитиям, поликлиникам, семейно-врачебным амбулаториям, уличному освещению, ЖКХ. Это позволило с использованием ГЧП заключить 172 договоров на 193,4 млрд тенге. Это в 8 раз больше, чем за все предыдущие годы.

«Хочу отметить 3 крупных республиканских проекта. Это строительство автомобильного пункта пропуска «Нур-жолы» на сумму 98 млрд тенге. По данному проекту договор ГЧП был заключен в декабре 2017 года. В начале текущего года были заключены договора по концессионному проекту «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Большая Алматинская кольцевая дорога (БАКАД)» на сумму 512 млрд тенге и проекту ГЧП «Создание, внедрение и обеспечение функционирования автоматизированной информационной системы «Күнделік» на сумму 5,8 млрд тенге. В настоящее время данные проекты находятся на стадии реализации», - напомнил министр.

Глава нацэкономики отметил, что для ускорения привлечения инвестиций в социальную инфраструктуру, в конце прошлого года дополнительно упрощены процедуры: этапы сокращены с 5 до 3, а сроки заключения договора с 7 до 3 месяцев.

В целях достижения задачи по сокращению доли государства в экономике до 15% и расширению вклада частного сектора в экономику страны реализуется Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы.

«На 1 июня 2018 года Комплексный план приватизации содержит 881 организацию, из них выставлено 482, реализовано 411 объектов на сумму 210,2 млрд тенге. Таким образом, эти объекты перешли в частные руки», - рассказал министр.

Цены на продукты

Тимур Сулейменов считает, что чем больше у нас будет объём предложений на рынках социально значимых товаров, тем меньше будет возможности для спекуляций и каких-то необоснованных повышений цен.

«Если смотреть базово, что необходимо сделать? Необходимо развивать сельское хозяйство, потому что социально значимые товары – это у нас 19 наименований и все эти наименования – крупы, мясо, хлеб, молоко, то, что мы покупаем каждый день. Чем больше у нас будет предлагаться в стране, тем меньше будет рост социально значимых товары. По 19 наименований у нас сбалансированный рост. В этом году я очень хорошо почувствовал, так как в прошлом году был резкий рост и, соответственно, огромное количество было обращений и нареканий и даже критики в адрес нашего министерства. В этом году мы сезонный всплеск прошли достаточно хорошо. В целом у нас инфляция сейчас 6,2%. Это самый низкий показатель за последние три года. Только в 2015 году 14%, сейчас 6,2%.», - отметил Сулейменов.

Он рассказал о том, что министерство на еженедельной основе проводит срез цен по социально значимым продуктам по семи регионам, включая районный уровень.

«Много делается с точки зрения развития сельского хозяйства. Ключевым здесь является сокращение цепочки от производителя до конкретных полок. В этом направлении мы работаем. В ближайшее время в Правительстве будем докладывать о том, что мы, Минсельхоз, НПП «Атамекен» будем делать с тем, чтобы количество посредников сократить», - отметил министр.

По его мнению, необходимо переходить на современные форматы торговли.

«В крупных современных центрах типа «Магнума», цены дешевле, чем в придомовых магазинах, а на некоторые позиции дешевле, чем на самих базарах. При этом есть соответствующее качество – санитарный, фитосанитарный контроли, эпидемиологический.  Они более прозрачны и на них гораздо легче воздействовать, то есть с точки зрения заключения меморандума. Допустим, с «Магнумом», «Арзаном», и акимату, и государственным органам гораздо проще договориться о том, что держите эти цены на более сбалансированном уровне, нежели с огромным количеством рынков, которые носят стихийный и неконтролируемый характер. Поэтому, одна из системных мер – переход на современный форматы торговли», - считает Тимур Сулейменов.

Он добавил, что прежде, чем вводить предельные цены, акимат обязан проконсультироваться и дать возможность местным бизнесменам понизить цены.

Займы на дороги

Тимур Сулейменов также объяснил, почему казахстанские дороги строятся на заемные средства.

«Займы у международных финансовых институтов - это самый эффективный инструмент финансирования больших капиталоемких инфраструктурных проектов. Все-таки мы достаточно много брали из Национального фонда на антикризисные мероприятия, начиная с 2010 года. Поэтому сейчас стоит задача уже по наполнению Нацфонда. Мы не должны допускать его снижения, это фонд будущих поколений. Те займы, которые мы берем у АБР, Всемирного банка - это сбалансированный льготный с большим периодом заем. Гораздо выгоднее, чем брать у «Credit Suisse» или еще какого-то банка», - рассказал министр.

Он также отметил, что перед каждым займом делается технико-экономическое обоснование и сравниваются несколько вариантов.

«Может быть финансирование прямое из бюджета, привлечение из Нацфонда, привлечение в сравнении с другими, есть АБР, есть ЕБРР. Только в случае, если видим, что это наиболее эффективный способ реализации наших крупных задач, только тогда идем», - пояснил Сулейменов.

Международное экономическое сотрудничество

В целях углубления интеграции в мировое экономическое пространство и расширения своего экспортного потенциала проводится системная работа в рамках ВТО, ОЭСР и ЕАЭС.

Тимур Сулейменов подчеркнул, что Казахстан может показать темпы роста, которые будут превышать наших партнёров и соседей.

«Мне кажется, этому есть конкретные доказательства. Россия подвержена санкциям, контрсанкциям с 2014 года. Все эти годы наш экономический рост был выше, чем в Российской Федерации. Мы в этом году планируем рост на 3,8%, а российский план, насколько я знаю – 1,6 %. В прошлом году Россия, вы знаете, выросла не ниже 2 %, а у нас рост был 4%. Поэтому, при всех наших экономических взаимосвязях, тем не менее прямой зависимости от того, что происходит в России у нас нет. Опять же при наших связях в ЕАЭС наши экономики двигаются с разными темпами. Поэтому, у меня нет никаких сомнений, что мы сможем показать темпы роста, которые будут превышать наших партнеров и соседей», - отметил глава нацэкономики РК.

Говоря о перспективах использования блокчейн-технологий и криптовалют, министр сказал, что министерством проводится большая работа в этом направлении.

«Глава государства нам дал поручение четкое, чтобы мы отработали, посмотрели международный опыт, применить эти новейшие технологии у нас. Все вопросы будет обсуждать рабочая группа из числа представителей Миннацэкономики, Минфина, Нацбанка. Но, так как международного опыта не так много, и он достаточно сильно разнится – в некоторых странах криптовалюты признаны, в других полностью запрещены, поэтому, какой-то единый вектор направления трудно нам задать. В Казахстане блокчейн может быть использован «во всех вещах, начиная с нотариата, заканчивая налоговыми выплатами – НДС, возврат НДС и так далее», - рассказал министр.

С криптовалютами, по его словам, разобраться немного сложнее, потому что валюта все-таки призвана отражать экономическую мощь и способность того или иного эмитента отвечать по своим обязательствам.

«На всех практически валютах написано, что это обеспечивается Нацбанком, центробанком, страной в целом. В случае с криптовалютами также очень трудно определить, кто является эмитентом, и насколько он может выполнять свои обязательства, не говоря уже о сложности процесса эмиссии самой криптовалюты. У меня к криптовалютам более сдержанное отношение, нежели к блокчейну», - поделился министр.

Ожидается, что эту тему обсудят в Правительстве в первом полугодии.

В целом, сегодня с участием международных финансовых организаций реализуется 25 инвестиционных и институциональных проектов на сумму 2,1 млрд долларов. Доля привлекаемых средств от международных финансовых организаций составила 76,2%. Проекты реализуются по таким приоритетным направлениям, как поддержка МСБ, строительство и реконструкция дорог, модернизация муниципальной инфраструктуры, развитие сельского хозяйства и зеленой экономики, социальная модернизация и др.

Задачи на 2018 год

Как заверил Тимур Сулейменов, Министерство нацэкономики РК направит работу на усиление межотраслевой координации по обеспечению поступательного развития экономики страны.

«В рамках дальнейшего развития налогового законодательства будут рассмотрены вопросы по регулированию порядка налогообложения самостоятельно занятых и реформированию индивидуального подоходного налога. Продолжится фискальная децентрализация с укреплением доходной части местного бюджета, будут проработаны подходы по передаче на местный уровень поступлений КПН от МСБ. Для эффективного управления долгом в текущем году будут определены предельные объемы внешнего долга квазигосударственного сектора на 2018 и 2019 годы и лимиты долга МИО на 2019 год», - рассказал министр.

Он также отметил, что будут внесены изменения в Концепцию Нацфонда в части исключения внутреннего долга.

Объём внешнего долга 165 млрд долларов, это чуть больше ВВП. Объём госдолга – 25% к ВВП, то есть одна четвёртая от общего долга – это государственный долг – Правительства, Национального банка и местных исполнительных органов.

«Мы утвердили постановление о согласовании объёмов внешнего долга для субъектов квазигосударственного сектора, теперь чтобы «Самрук-Казына», «КазАгро», «Байтерек» выйти на рынок, должны у нас согласовать объём. То есть, они должны показать, для чего это нужно, почему нельзя обойтись без внешнего заимствования, на какие цели. Это делается на межведомственной комиссии. Потом у Министерства финансов появилась прямая административная функция по мониторингу и контролю. Они теперь обязаны отчитываться, сколько привлечено в месяце, за квартал. Поэтому, у нас как у государства, появляется полная картина о том, как движется динамика уменьшения, увеличения, на том или ином уровне внешнего долга», - пояснил Сулейменов.

В реализацию мероприятий второй инициативы Президента Министерством планируется снижение налоговой нагрузки для повышения заработных плат низкооплачиваемых работников. Так, с 1 января 2019 года налогооблагаемый доход работников с зарплатой до 25 МРП уменьшится на 90%. Оставшаяся зарплата будет облагаться ИПН по ставке 10%. Таким образом, налоговая нагрузка снизиться в 10 раз.

Механизмом предполагается мгновенное и гарантированное получение работником дополнительного дохода (в момент получения основной зарплаты) без увеличения финансовой нагрузки на работодателя.

Соответствующие поправки в налоговое законодательство включены в законопроект по вопросам социального обеспечения, одобренные 23 мая 2018 года Мажилисом Парламента и направленные на рассмотрение в Сенат Парламента.

«За счет инструментов и новых инициатив в рамках программы «ДКБ-2020» будет охвачено мерами господдержки более 150 тыс предпринимателей, в том числе обучено основам предпринимательства порядка 16 тыс человек. В рамках «ДКБ-2020» будут внесены поправки в НПА, связанные с полной автоматизацией мер господдержки и обеспечено финансирование нефинансовой поддержки через целевые трансферты бюджетам областей, городов Астаны и Алматы. Будет подготовлен новый пакет системных мер по улучшению бизнес климата на региональном уровне и стимулированию вывода бизнеса из «тени». Продолжится проведение рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса и присуждение специальной премии по его итогам», - заверил Сулейменов.

В рамках Комплексного плана приватизации в 2018 году ожидается завершение продажи объектов по Комплексному плану приватизации, за исключением 7 крупнейших компаний Фонда «Самрук-Казына», реализация которых требует тщательной и детальной подготовки. Это КТЖ, Казатомпром, Самрук-Энерго, Казахтелеком которые планируется реализовать путем вывода на IPO/SPO в 2019 – 2020 годах.

Ожидаемый доход от приватизации госсобственности и продажи активов, входящих в состав национальных управляющих холдингов, составляет от 4 до 7 млрд долларов США.

В целях дальнейшего развития торговли будут реализованы «Дорожная карта по развитию электронной торговли» и мероприятия по электронной торговле Программы «Цифровой Казахстан», внесены изменения в закон «О регулировании торговой деятельности».

Кайрат Жандыбаев

Фото: пресс-служба МНЭ РК

назад

Пайдалы ақпарат

ҚР Президентінің Жолдауы

ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА
В настоящее время в мире ежегодно регистрируется только бациллярного туберкулеза до 10 млн. чел. и 4-5 млн. чел.
КГКП Областной противотуберкулезный диспансер
© 2011 Қарағанды облысының туберкулезге қарсы диспансері ММ
Интернет компания «Creatida»
© 2011 Әзірлеген және қолдаған:
«Creatida» Интернет-компаниясы